Сегодня и завтра, 20 и 21 мая, Mobile Academy Berlin представит в Новосибирске свой новый проект "Разговоры из темной комнаты".  Об этом сообщает сайт Гёте-Института.

Впервые известный немецкий куратор и художник Ханна Хурциг с товарищами  работают в России. В этот раз пространством для ее полифонической, многоголосой инсталляции выступит не театр или музей, а пустующее пространство верхнего этажа новосибирского городского люксового универмага. (19 – 23, Lukse, ул. Серебренниковская, 31).

Ночью 24 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь сжег второй том своей самой известной "эпической поэмы в прозе" "Мертвые души". Лишь фрагментам удалось пережить этот известнейший акт самоцензуры.

Команда Ханны Хурциг попытается восстановить, в самом широком понимание этого слова, сгоревшую рукопись, предложив аппарат по оживлению утерянных и вымаранных текстов. 

Главными действующими лицами творческого процесса инсталляции станут эксперты в различных областях, как из Новосибирска, так и теоретики и художники из Санкт-Петербурга, Москвы и Берлина.

Аппарат состоит из шести станций (зал ожидания, офис, студия, арена, кино и кухня), между которыми может передвигаться публика. Эти станции отражают различные формы речевых высказываний в нескольких форматах, вживую или в записи: лекции и диалоги с экспертами, "харизматичные консультации", кухонные сплетни, актерские читки текстов. Все станции будут работать одновременно.

Зрители смогут свободно перемещаться среди происходящего, словно по выставке, и посредством специальной многоканальной аудиосистемы подключаться к любому из происходящих действий и разговоров. Аппарат будет возведен в непривычном пространстве: местом действия инсталляции станет пустующий верхний этаж люксового городского универмага в центре Новосибирска.

"Чистилище" - так была названа вторая часть – - станет главным текстом, который будет реанимирован посредством аппарата темной комнаты и интерпретирован в контексте нашей современности. Как закончилась бы книга сегодня? Аппарат переносит три центральных мотива утерянного текста в настоящий день: 1) финансовая система – Чичиков был первым русским брокером, который торговал ценными бумагами, не обладающими реальной стоимостью. А как в сравнении с этим можно описать кредитную ситуацию в современной экономической системе на местном и глобальном уровнях? 2) мертвые души – мертвые в романе играют крайне важную роль для живущих.

Как видит и воспринимает наше общество границу между жизнью и смертью? 3) путевой дневник: "Мертвые души" - это фильм-путешествие, прикладное этнографическое исследование. Что значит для современных ученых и исследователей науки и искусства путешествие на неизведанную территорию?

Для обыгрывания каждого из выбранных мотивов пригласили группу экспертов из Новосибирска, чтобы они обсудили значение гоголевских тем в контексте реалий сегодняшнего дня.

1 раунд – Путевой дневник
Андрей Дубовой, врач-нейрохирург, Федеральный центр нейрохирургии Минздрава РФ
Ирина Октябрьская, профессор НГУ, Институт археологии и этнографии СО РАН
Борис Травкин, режиссер, оператор, путешественник, руководитель отдела кинопроизводства ГБУК НСО «Новосибирсккиновидеопрокат»
Ирина Якунина, фоторепортер, путешественник
Павел Головкин, собеседник Бориса Травкина
 
2 раунд – Кредитная система
Дмитрий Холявченко, историк, специалист по недвижимости и ипотечному кредитованию, общественный деятель
Сергей Дьячков, предприниматель, политик, бизнес-консультант
Ирина Демчук, банкир, управляющий Новосибирским филиалом ПАО банка «Открытие»
Ольга Валиева, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
 
3 раунд – Мертвые души
Сергей Якушин, предприниматель, директор Новосибирского крематория и Музея погребальной культуры
Оксана Тимофеева, философ, старший научный сотрудник Института философии РАН, член рабочей группы «Что делать?»
Александр Чернявский, профессор, хирург-трансплантолог, Институт патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина
Игорь Чубаров, философ, старший научный сотрудник Института философии РАН

КУХНЯ
Константин Скотников, художник, арт-группа «Синие носы»
Оксана Тимофеева, философ, старший научный сотрудник Института философии РАН, член рабочей группы «Что делать?».
Владимир Вельминский, теоретик медиа, Берлин
 
ГОСТИ НА КУХНЕ:
Константин Антонов, социолог, журналист
Филипп Крикунов, художник, акционист, куратор
Маяна Насыбуллова, художник, куратор, скульптор
Наталья Пинус, общественный деятель, депутат
Лада Юрченко, специалист по социокультурному маркетингу, организатор фестивалей
Марк Сигел: «Похвала сплетни»
 
СТУДИЯ
Владимир Лемешонок, актер, режиссер
Лаврентий Сорокин, актер, режиссер
 
КАБИНЕТ
Олег Доманов, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН
Денис Саблин, философ, психоаналитик
 
КИНО: ЦЕНЗУРА - МАТЬ МЕТАФОРЫ
В ролях: Лоуренс Льянг, Доротее Веннер, Прашант Айенгар
Режиссер: Ханна Хурциг
Оператор: Йоханнес Функ
Звук: Тито Кнапп
Монтаж: Эрик Менард

ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
Актриса: Янина Третьякова
Камера: Никита Гетто
Перфомер: Ольга Леонидовна

Новости Культура