Сотрудникам Новосибирского государственного технического университета удалось создать авиационный двигатель, все детали которого изготовлены из алюминия. Об этом сообщает пресс-служба вуза, отмечая, что это сделано впервые в мире. Из алюминия изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик.

Пресс-служба поясняет, что алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор изготавливаются из стали. Сотрудникам вуза удалось с помощью технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), созданной в Институте неорганической химии СО РАН значительно увеличить прочность деталей.

При обработке деталей плазменными разрядами на их поверхности образуется тонкий слой прочного оксида алюминия, известного как корунд. Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные в двигателе.

Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 20-30% по сравнению с традиционными двигателями аналогичной мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не более 200 кг, тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250 кг. При этом мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных сил – до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15 %.

Новый двигатель будет устанавливаться на двухместные самолеты ЯК-52, старые двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся на грани выработки. Сейчас в России эксплуатируется несколько сотен самолетов ЯК-52, они используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как частные и коммерческие самолеты.

Наземные испытания двигателя успешно прошли на аэродроме Мочище под Новосибирском 19 января. Теперь создатели будут проводить испытания ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, – 2 000 часов. После этого двигатель будет установлен на самолет Як-52, и начнутся его летные испытания.

Двигатель будет использовать обычный автомобильный бензин АИ-95. Также на него будет устанавливаться автономная система подогрева. Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле современных аналогов.

Двигатель разрабатывает созданная выпускниками НГТУ компания «ЗК-Мотор». Главный конструктор двигателя – профессор кафедры самолето- и вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков, коллектив разработчиков составляют аспиранты и магистранты НГТУ.

Финансируется разработка двигателя в основном за счет средств Фонда «Возрождение отечественной авиации».

Новости Наука